Жанр Battle Royale за последний год буквально обрел новую жизнь. Мы видели подобные проекты и раньше, но именно в 2017 г. «королевским битвам» суждено было заиграть новыми красками. Fortnite и PlayerUnknown’s Battlegrounds поочередно ставят рекорды в масштабах не только своего жанра, но и индустрии в целом.
Несложно догадаться, что в процессе жесткой конкуренции при подобном уровне популярности между противоборствующими компаниями будут возникать конфликты. Так и произошло. Разногласия между создателями PUBG и Fortnite начались еще в сентябре прошлого года, как раз вскоре после анонса Fortnite. Тогда режим «королевской битвы» от Epic Games еще не вышел, и балом в одиночку заправляла Bluehole, чья игра буквально взорвала умы геймеров по всему миру.
Что же пошло не так? С чего начались проблемы? На самом деле в сентябре никаких серьезных претензий у Bluehole к Epic Games не было. Корейская компания всего-навсего оказалась недовольна тем, что конкурент упоминает PUBG в своей рекламной кампании, в то время как Bluehole на то разрешения не давала. Но изначальное обвинение все же звучало довольно грозно, ведь корейцы использовали очень громкое слово — «плагиат». Они, конечно, высказывали опасения относительно того, что Fortnite удастся «перенять наработанный опыт» PUBG, но дальше тревоги дело не пошло. Как показала практика, кстати, не зря беспокоились.
Так или иначе, на какое-то время этим легким (по меркам индустрии) разбирательством компании ограничились. Но в начале этого года скандал между этими двумя проектами разгорелся с новой силой. Согласно данным южнокорейского издания Korea Times, базирующаяся в Корее PUBG Corp. ещё в январе 2018 г. подала иск о нарушении авторских прав компанией Epic Games Korea, и теперь этим делом займётся Центральный районный суд Сеула.
По словам сотрудников портала Inquisitr, первоначальная январская жалоба PUBG Corp. совпала по времени с заключением договора между Epic Games и Neowiz Games о включении Fortnite в список игр, доступных в так называемых “ПК-комнатах" — популярных южнокорейских геймерских зонах, похожих на интернет-кафе. Что ж, видимо успехи Fortnite сильно задели Bluehole, раз компания все же пошла на радикальные меры.
Стоит ли подавать иски о плагиате в рамках одного жанра? С этим разберется суд. Мы лишь можем отметить, что все это косвенно намекает на неважное положение дел у создателей PUBG. С определенными оговорками иск смахивает на патентный троллинг, а это уже отдельный вид бизнеса. Не хочется верить, что компания всерьез смещается в сторону этой сферы деятельности.
В каждой шутке, как известно, есть доля шутки, и тут это правило приходится как нельзя кстати. Впрочем, курьезных и нелепых ситуаций в индустрии хватает. Стоит вспомнить хотя бы историю вокруг прав на Dota 2, которую на поверхность вытащили китайские разработчики клонов этой популярной MOBA-игры. Как ранее писал Геймбокс, в начале прошлого года Valve предъявила компаниям Lilith и uCool исковое заявление о нарушении авторского права. Однако они не растерялись и в ответ сами подали в суд на Valve и Blizzard Entertainment, заявив, что они не обладают правами на Dota 2.
По мнению китайских компаний, Dota 2 основывается на модификации Dota Allstars для Warcraft 3, которая была создана не Valve или Blizzard, а игровым сообществом, и в частности авторами модификации IceFrog и Eul. Создатель оригинального мода Eul заявил в 2004 г., что он отказывается от авторских прав и предоставляет модификацию в общественное пользование. Теперь суд пытается выяснить, можно ли считать неформальное заявление Eul на форуме официальным отказом от прав на Dota.
Суд также обратил внимание на ещё один важный момент. Вполне вероятно, что Eul и IceFrog и сами никогда не имели прав на продажу Dota, так как пользовательское соглашение (EULA) Blizzard запрещает использовать редактор карт Warcraft 3 с целью получения прибыли. А это значит, что IceFrog не имел права продавать собственное творение Valve в 2012 г. В связи с этим, суд вполне может постановить, что Valve не обладает никакими авторскими правами ни на Dota, ни на её современную версию — Dota 2.
Оглядываясь на то, какой запутанной может быть история с авторскими правами на игру и на идею, из которой данная конкретная игра развивалась, ситуация вокруг Fortnite и PUBG уже не кажется настолько вопиющим прецедентом. Как мы помним, в 2012 г. Valve и Blizzard уже удалось решить спор относительно того, кому же в итоге принадлежит «дотка». Но теперь этот вопрос вновь пришлось поднять. Чем закончится разбирательство между Bluehole и Epic Games в таком задорном свете перемен игровой индустрии — узнаем далее.