Когда речь заходит о Valve, обычно принято шутить по поводу того, что у компании уже тысячу лет нет новых игр. Да мы сами не далее как сегодня пошутили так в материале о летней распродаже в Steam. Но Valve на самом деле не дремлет. Компания выпустила новый - нет, не Half-Life и даже не Left 4 Dead (ещё немного банального юмора) - а VR-экспириенс. Ладно, подбавим немного хайпа: во вселенной Portal. И это уже вовсе не шутка.
Виртуальная среда от Valve получила название Moondust - Лунная Пыль. Думать порталами в ней, конечно, не придётся, но знакомых персонажей вы там увидите. Преамбула такова: отдел Лунных Ресурсов небезызвестной лаборатории Aperture Science посылает вас в космос с целью создания модульной космической станции, а затем и на луну - для дальнейшего тестирования.
Конечной цели в Moondust нет. Это не игра в классическом смысле слова, а скорее “песочный” опыт в виртуальной реальности, созданный в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать миру (и другим разработчикам, что немаловажно) свой новый VR-контроллер, получивший название Knuckles EV2.
Главная особенность девайса от Valve - полный и весьма точный трекинг ладони, вплоть до мельчайшего движения каждого пальца. Каждый, кто хоть немного знаком с виртуальной реальностью в её текущем состоянии, прекрасно понимает, насколько это важное достижение. Если же вам в целом плевать на VR (игр нет! дорого! тошнит! нужен мощный комп!), но хочется понять, что сейчас делает Valve, я поясню.
У двух крупнейших конкурентов на рынке VR - Oculus (Facebook) и Vive (HTC) контроллеры в плане трекинга ладони действуют по одному принципу, то есть “знают” только два положения: раскрытая - сжатая ладонь. То есть либо пальцы веером, либо вы вцепились в рукоятку пистолета/катаны, промежуточный вариант отсутствует. А теперь, вооружившись этим знанием, проскроллите наверх и ещё раз посмотрите ролик Moondust.
Видите, почти в самом начале - мелкая моторика пальцев? Это не пре-рендер, не просто анимация. Это полное повторение действий из реального мира. Соответственно, в VR-песочнице Valve вас попросят решать достаточно сложные механические задачи, с которыми нельзя справиться посредством банального “схватить - отпустить”.
Moondust - не самый громкий и впечатляющий ролик, Valve не стала выкупать половину площади Е3 и пиарить его там (хотя может себе это позволить). Тем не менее, именно это видео намекает на то, как в дальнейшем будет развиваться компания. Именно не Valve-торгаш, потому что в этом плане всё очевидно, а Valve-творец.
Как мне кажется, орлы Гейба Ньюэлла делают долгоиграющую ставку на VR. И она обязательно сработает, окупит себя. Может, через 3 года, а может и через 6 - неважно. VR - новый способ взаимодействия с вымышленными виртуальными мирами, очередной виток эволюции игр, и противодействовать ему могут лишь ретрограды.
На заре 3D-графики наблюдалось нечто похожее: компьютеры были слишком слабыми (консоли - тем более), и многие студии предпочитали работать дальше с 2D, чтобы не позориться. Очевидно, чем всё это закончилось. Сегодня любая ААА-игра от крупнейших издателей - трёхмерная, а 2D - удел инди. Поэтому ещё раз: VR - следующий шаг. Просто на данный момент это не столь очевидно.