Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

05.06.2018 3:01

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

С Хармсом обычно так: он или сразу и навечно «попадает в кровь», или остаётся странным, непонятным, в лучшем случае – просто забавным автором эпохи, где каждый второй был гениальным и «слегка не в себе». Но уж если однажды зацепишься за этот хармсовский взгляд, где не понятно, черт ли там обитал или бог, за эти строчки – всё, это навсегда.

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

Удивительно, что до сих пор кинематографисты не ухватились всерьёз за эту историю – там же столько красок, буффонады, фарса вперемешку с трагедией и жуткий финал. Сплошные парадоксы и страшные совпадения. Хармс боялся всю жизнь крыс, голода и страдал клаустрофобией, а умер в маленькой камере Крестах. В самую страшную блокадную зиму заключённых не кормили и не хоронили – за людей это делали крысы.

В России в первые десятилетия ХХ века сконцентрировалось какое-то невероятное количество не только гениев, но и талантливых провокаторов от искусства.

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

Это не обязательно выглядело как «пощечина общественному вкусу», но в случае с Хармсом – там случилось вообще всё. Он сам был театром, перфомансом, вызовом, мастером эпатажа и господином Абсурдом. Жил как писал или писал как жил – не похоже на других, ярко, вызывающе и, вместе с тем, беспечно. Не поймёшь порой, как и в его стихах, где заканчивался здравый смысл и начинались кураж и фантазия. И если этот градус абсурда вам близок, Хармс – горячо любим, вы, конечно же, будете искать его везде. В том числе и в театре. Ставят Хармса мало и редко. По пальцам перечесть спектакли на московской сцене. И это понятно. Сложно «попасть» в неуловимое.

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

«Хармс-Я-мы-Бог» – премьера в ЦДР на Беговой. Было очень интересно увидеть, что и как с Хармсом сделал Клим, с его своеобразным, глубоким и философским отношением к Слову и Литературе. Клим, как известно, категорически отказывается называть себя режиссёром – значит будем стараться избегать слов «постановка», «моноспектакль», «театральная среда» и проч.

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

Что же ждёт любителей Хармса, неофитов или зрителей, пришедших наугад (сомневаюсь, что такие здесь часто встречаются, но всё же)? На темную пустую сцену выходит актёр Александр Синякович и начинает...актерствовать. Увы, иначе назвать это не получается. По большому счету, тексты Хармса нанизаны один на другой, в паузах между ними гаснет свет. Впрочем, за этим и шли. За Хармсом в формате «музыкально-гимнастические картинки» можно сходить в Гоголь-центр. Здесь же хотелось глубокого погружения в текст или взлёта в хармсовский космос вместе с Синяковичем и Климом. Присоединения и, возможно, переосмысления даже. Хармс (он же Чармс, он же Шардам, он же Даниил Ювачев в конце концов) – как многоликий бог, там десять литературоведческих факультетов за всю жизнь не справятся с расшифровкой и осмыслением его чудом уцелевшего наследия.

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с)

Но Синякович ходит по сцене, отбивает босыми ногами ритм, пританцовывает. А ритм не ловится (хотя он у Хармса в каждой строчке, неважно стихи это или проза). Не звучит текст, не играет, не попадает. Никуда. Как падающие старухи – всё повисает в воздухе, болтается вместе с оторванной кукольной головой в руках у актёра. Несколько раз повторяется каждая фраза из каждого текста. Видимо, с целью достичь эффекта транса или медитации? Не случается. В хармсовском паноптикуме можно услышать интонации Кэрролла и Лира, увидеть гримасы из капричос Гойи – но никак не эти ужимки на грани фола. Примерно как у Хармса, только буквально:

Тренер: Клим
Исполнитель: Александр Синякович
Проект «Одинокий голос человека. Служение слову – Русский Логос».
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Место: ЦДР, Беговая

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Новый Fallout выйдет в 2018 году и будет чем-то уникальным Рецензия на спектакль «Сван», ЦИМ. Поэтическая антиутопия Первый геймлей Cyberpunk 2077 пока без даты выхода Короткая рецензия на ленту «Суперсемейка 2» Лучшие условия для азартной игры на Вулкан

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций