Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

14.12.2018 6:14

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

Спектакль по пьесе ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. Автор воздерживался от пояснений относительно своих пьес, он считал что каждый зритель или читатель, будь то критик или обыкновенный человек, волен видеть в его произведениях свои смыслы. В случае с пьесой «В ожидании Годо», Бэккет был бы доволен: о ее смысле споры не угасают и по сей день.

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

Двое нищих бродяг, нелепых, больных, одиноких и несчастных, Владимир и Эстрагон каждый вечер встречаются под старым засохшим деревом и терпеливо ждут некого Годо. Кто этот загадочный Годо и чем он должен помочь героям мы не знаем. Как не знаем мы ничего и о самих героях: ни их прошлого, ни возможного будущего, ничего. Только здесь и сейчас, да крошечные обрывки скудных воспоминаний, всплывающих в бесконечном разговоре.

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

Полярно разные, но притягиваемые невидимым магнитом, герои не могут друг без друга. Эстрагон – унылый нытик, печальный клоун, вечно всем недовольный и ворчливый ребенок-старик. Владимир – безудержный оптимист. Несмотря на старость и болезни, энергия его неиссякаема, как и вера. Он то шутит, то мрачно философствует, и все время пытается придать смысл их общему существованию, постоянно напоминая о необходимости дождаться Годо.

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

Но: «Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит – ужасно» – говорит Эстрагон и в этой фразе весь смысл этой бесконечной пьесы. Вся жизнь проходит в ожидании чего-то, но в том-то и дело, что проходит мимо. Пока мы ждем неизвестного Годо (счастья, любви, достатка..et cetera), не сходя с места, наши желания уходят к другим. Пока мы ждем, заполняя наши жизни бессмысленными разговорами, бессмысленной потерей времени, постоянными жалобами и нытьем, время уходит, и когда оно окончательно скроется из вида, придет смерть (Годо?). Или мы ждем Бога (Годо?), который должен осыпать нас благами? Вариаций множество, но ждем мы все. Ждем и надеемся на чудо.

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

В этой пьесе ожидание превращается в дурную бесконечность. Одно и то же время, одно и то же место, одни и те же люди. В спектакле зрители и актеры пойманы в ловушку пространства и времени. В конце первого акта затеплится надежда на перемены, ведь действие спектакля происходит сразу на двух сценах. Первый акт на Камерной сцене, второй в Амфитеатре. Но нет. Перемен не будет. Ни в том, ни в другом пространстве никаких декораций нет, только гулкий полумрак, дерево, камень, музыка и герои на сцене. Перемена площадок воспринимается как день первый и день второй, но в какой-то момент появляется мысль : может и нет никаких двух дней? Может быть это один и тот же повторяющийся день в сознании Владимира? Это его личное безумие и его личный замкнутый круг ада, который он проходит снова и снова? Ведь о Годо мы узнаем только от него, а что если он его придумал, чтобы удержаться на этой земле? Есть еще, конечно, Мальчик, приходящий с весточками от Годо, но может быть он тоже мерещится Владимиру? Мальчик даже описывает частично внешность и характер Годо, но так размыто, что больше похоже на недодуманную фантазию.

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

В какой-то момент в эту маленькую компанию вплетаются совсем уж абсурдные герои – Поццо и Лакки. Поццо – хозяин, а Лакки его раб, выполняющий команды по удару хлыста. И вот самое непонятное для меня то, что нищие бродяги начинают тоже издеваться над несчастным рабом, хотя логично было бы им испытывать солидарность и жалость к нему. Но в этой пьесе нет логики, как нет в ней и понимания того как мы должны относится к героям? Мы должны их жалеть, понимать, сочувствовать или напротив испытывать раздражение и неприятие?

Рецензия на спектакль «В ожидании Годо», театр Вахтангова. Морковка для Эстрагона

Будьте покойны, за три с лишним часа спектакля вы испытаете весь спектр эмоций, потому что главное в этом спектакле совсем не пьеса, а актерская игра. Вы будете злиться, когда Эстрагон (Матвей Волков) будет долго и кряхтя снимать ботинок, и будете с нежностью вспоминать звук санок по асфальту, когда он будет издавать звуки во сне. Вы подпрыгнете от неожиданности и страха, когда Лакки (Артем Пархоменко) стукнет ногой об пол и оцепенеете от его монолога. Вы посмеетесь над Поццо (Владислав Гандрабура) и ему же ужаснетесь. Вы пожалеете Мальчика (Константин Белошапка/Юрий Цокуров) и сразу же обозлитесь на него. И вы заплачете от нежности, когда Владимир (Артур Иванов) будет петь колыбельную и сердце ваше разорвется, когда он принесет своему другу трогательно завернутую в белый платочек маленькую черную редиску.

«Ничего не поделаешь…» – с этих обреченных слов начинается действие. Эти слова принадлежат Эстрагону, и он прав: поделать с этой пьесой и правда ничего нельзя. Тяжелая, темная и абсолютно безысходная действительность, описанная Беккетом, невыносима даже для подготовленного читателя. Зачем же идти на такой спектакль? – спросите вы. Ответ прост – в этом спектакле вы увидите как магией театра и силой таланта режиссера и актеров тоскливый абсурд превращается в чудо.

Режиссер-постановщик: Владимир Бельдиян
Костюмы, грим, дизайн: Анна Пакулова
Свет: Сергей Мясников
Звукорежиссер: Екатерина Волкова

В ролях:

Артур Иванов, Матвей Волков, Владислав Гандрабура, Артем Пархоменко, Константин Белошапка, Юрий Цокуров

Фото: Ольга Кузякина

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что на самом деле значит «Человек-паук: Вдали от дома»? Приложение Вулкан: преимущества мобильной игры Что такое Cyberpunk 2077 на самом деле. Первые детали геймплея Официальный сайт казино Вулкан Рояль Какие игровые режимы есть в CS:GO

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций