25 января в ЦДР состоялась премьера спектакля, который вышел в свет еще в апреле 2018. «Тимур и его команда. Рассказы о том» в постановке Татьяны Тарасовой является дипломной работой вгиковцев курса В. Меньшова. Удачные работы заслуживают того, чтобы их увидела широкая публика. Именно поэтому, ЦДР выпустил спектакль на Беговой, где недавно открылась новая сценическая площадка для эксперимента и профессионального становления выпускников театральных вузов. Постановка стала частью проекта «ЦДР. Старт».
Самое известное произведение весьма неоднозначного человека и прекрасного писателя Аркадия Гайдара было абсолютным хитом советской эпохи. На основе этой небольшой светлой повести выросло значимое детское движение «тимуровцев», особенно популярное в довоенное и раннее послевоенное время.
С тревожной и слегка идиллической атмосферы далекого 1940 начинается действие спектакля. Еще никто не знает, что это последнее мирное лето, но грозный гул самолетов заставляет всех замирать и провожать глазами железных птиц. Авиация пока внове, ребятня смотрит в небо с восторгом и завистью, взрослые — с задумчивостью и беспокойством.
Как точно и тонко поданы в спектакле приметы тридцатых годов прошлого столетия! Они не только во всеобщем увлечении полетами (даже программка представлена в виде детского бумажного самолетика), но и в белом окрасе всего, что есть на сцене: от одежды до предметов декорации. Белый дачный забор, инструменты, тазики и бидоны, бумажные самолетики. Это цвет советских фильмов («Весна», «Цирк»), цвет мыслей целого поколения с его надеждами и чистыми помыслами.
Невесомой чистотой, прозрачностью и легкой наивностью были наполнены игры ребят той поры. К счастью, создателям спектакля удалось избежать политизации, присутствующей в повести, пусть едва заметным, но обязательным для времени намеком. Спектакль сделан без всякого нажима на подвиги тимуровцев, он полон удивительного целомудрия детства, ностальгии и безгрешной праведности сознания. Постановка, как и повесть, излучает свет добра, намеренно обходя страшные закоулки политических страстей самого непростого периода советской жизни.
На сцене отрочество страны и ее юных представителей. Они не совершенны, не послушны, не всегда правдивы. Они просто дети, но такие, каких ныне уже не увидишь. Этим детям было завещано брать от жизни только лучшие примеры. Проделки наиболее маргинальных представителей детского социума, таких, как Мишка Квакин (Евгений Серобабин) и Фигура (Егор Карамышев) сводятся к разорению яблоневых садов и дракам с теми, кому они внутренне завидуют, на чью сторону переходят, не теряя достоинства, при первом же удобном случае.
Самый живой и не плакатный персонаж повести и спектакля — дочь командира Женька (Евгения Михеева). Играть ее, конечно же, сплошное удовольствие, но нельзя не отметить, что юная актриса поразительно верна в создании образа девчонки-подростка. В ее Женьке веришь и возрасту, и настроению, и эмоциям. Не менее хороша «заучка» Ольга (Ирина Штерк). Актрисе, несомненно, удалось соединить в характере героини внешнее суровое беспокойство, ответственность за сестру и трепетное нутро молодой девушки, встретившей первую любовь. Дядя Тимура Георгий Гараев в исполнении Петра Рябова — настоящий романтик и мечтатель. За ним хочется додумывать дальнейшую судьбу, наверняка героическую, но, учитывая приближающуюся войну, не самую благополучную. Трогательный дуэт Ольги и Георгия безусловно стал украшением спектакля.
Все остальные персонажи во главе с Тимуром (Ростислав Дзизенко) также сработаны точно по тексту. Зал буквально «задыхается от свежести», огромного, еще не притупленного желания молодых исполнителей играть, показать безграничность своих возможностей и мастерства в актерском ремесле.
На целостность постановки работает и реквизит, составленный из подлинных предметов эпохи и одолженный в «Мастерских Братьев немцев», и забавные пластические этюды актеров. «Говорящая» хореография отдаленно напоминает танцы героев фильма «Любовь и голуби», словно недавние студенты передают привет Мастеру Владимиру Меньшову.
В завершение действия на сцене расстилается настоящий парашют. Он светлый, как мечты детства, как чистый лист, старт и прыжок в будущее юных героев. Спектакль, предназначенный подросткам циничного, далеко не наивного «сегодня», обязательно придется по душе и взрослым, как воспоминание, как возможность погрузиться в утраченное прошлое с его белыми надеждами и былыми иллюзиями, присущими самому ласковому периоду любой жизни.
Режиссер: Татьяна Тарасова
Художник: Анна Агафонова
Пластика: Наталья Шурганова, Ирина Штерк.
В ролях: Ростислав Дзизенко, Евгения Михеева, Ирина Штерк, Петр Рябов, Евгений Серобабин, Егор Карамышев, Арсений Маликов, Герман Сигал, Нина Дронова, Александр Петров, Никита Ермочихин.
Место: ЦДР, сцена на Беговой.
Продолжительность: 2 часа 30 минут.
Фото: Сергей Петров