Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

04.12.2018 5:11

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Судьбы жён великих писателей волнуют литературоведов и исследователей порой не меньше чем само их творчество. Ведь быть женой великого – это не только быть музой, первым читателем, помощником в творчестве и быте. Не секрет, что супругам многих известных и очень талантливых людей приходилось прощать обиды и измены, закрывать глаза на толпы поклонниц, терпеть вместе с мужем нападки критики. О жизненном пути этих женщин пишут книги, снимают фильмы и ставят спектакли. В Школе драматического искусства идёт постановка «Сюзанна» о жене выдающегося норвежского драматурга Хенрика Ибсена. Это работа заслуженного артиста РФ Александра Огарёва по одноимённой пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе.

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Сюзанна Торесен вышла замуж за Хенрика Ибсена молоденькой девушкой и была с ним до самой его смерти. Семейную жизнь супругов омрачали непростой характер Ибсена, его постоянные измены, наличие у него ребёнка от прислуги, бедность. Однако Сюзанна боготворила мужа, создавала ему все условия для работы, проявляла стойкость и терпение в особенно тяжёлые времена. Она пережила Ибсена на восемь лет, и все восемь лет не выходила из дому – из квартиры в Осло, где супруги жили несколько лет до смерти писателя. И неизвестно, было ли это затворничество связано только с болезнью, не позволявшей Сюзанне самостоятельно передвигаться по лестницам.

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Пьеса Юна Фоссе о том, как, находясь в четырёх стенах, женщина предаётся воспоминаниям, горюет и радуется, разговаривает с покойным мужем и всё время ждёт, ждёт и ждёт его. В спектакле Сюзанну играют три актрисы – здесь невеста, жена и вдова – и каждая из них застряла в состоянии ожидания. Вот совсем юная Сюзанна (Алиса Рыжова) только познакомилась с Ибсеном и ждёт его на обед, всматривается в зрителей и задаётся вопросом, почему же он не идёт. А вот зрелая Сюзанна (Александрина Мерецкая) ждёт Ибсена с сыном Сигурдом, ушедших на прогулку, но их всё нет и нет. А вот пожилая Сюзанна (Евгения Симонова) зовёт мужа, увлечённого работой, на ужин, но он так не приходит.

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Актрисы многократно повторяют одну и ту же фразу, по нескольку раз проигрывают один и тот же эпизод ожидания. Словно эхо разносится их бесконечное: «Ибсен, Ибсен, Ибсен». Втроём, перемещаясь по сценическому пространству как единый организм, они пересказывают всю жизнь Сюзанны и Хенрика. Они шарахаются от толпы служанок, олицетворяющих поклонниц и молоденьких девушек, которых так любил Ибсен. С презрением и брезгливостью относят к каждой выделившейся из этой толпы – причине очередного разлада в семейной жизни. Тут и мать внебрачного ребёнка, и пианистка Хильдур Андерсен (прототип Хильды в пьесе «Строитель Сольнеса»).

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Факты, даты, имена, названия произведений, перечисляемые по ходу действия служанкой Линой (Александра Лахтюхова), поясняют всё происходящее на сцене. Хор служанок, ловко проделывающих кучу домашней работы от мытья полов до раскатывания теста, вторит Сюзанне: «Ибсен, Ибсен, Ибсен». Подчёркивая, что жизнь Сюзанны – это Ибсен, и всю себя она посвятила ему.

Рецензия на спектакль «Сюзанна», ШДИ. В ожидании Ибсена

Фигура самого Ибсена, воссозданная видеопроекцией, иногда мелькает как призрак по стенам квартиры-декорации, полупустой, ведь в ней нет сейчас главного жильца, но уютной – с камином, зеркалом и суетящейся хозяйкой. Минималистичная сценография передаёт и холод Скандинавии, и холод одиночества, и холод смерти. Врывающиеся в квартиру потоки воздуха из открытого окна выгоняют остатки жизни, и в финале Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) безапелляционно заявляет, что Хенрик умер, и словно умирает сама.

«Народная артистка России Евгения Симонова играет жену Ибсена, как светлый трагический монолог женщины, открывшей для себя иные масштабы, иные миры и не желающую смириться с миром плоским, серым, дождливым и унылым. Тема Симоновой в спектакле – вызов смерти. Вызов, который может бросить только Дух, познавший настоящую Красоту и Свободу» - поясняет режиссёр Александр Огарёв, его слова приводятся на сайте театра.

Режиссёр-постановщик – Александр Огарёв
Композитор – Павел Карманов
Художник-сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик
Художник по свету – Тарас Михалевский
Хореограф – Анастасия Кадрулева
Хормейстер – Светлана Анистратова
Видео – Александр Шапошников, Филипп Иванов
Звук – Сергей Александров, Глеб Назаров

В ролях:
Сюзанна в возрасте – Евгения Симонова
Сюзанна средних лет – Александрина Мерецкая
Сюзанна молодая – Алиса Рыжова
Служанка Лина – Александра Лахтюхова
Служанки (хор) – Елена Гаврилова, Екатерина Серебринская, Ольга Пенина, Анна Бабыч, Светлана Анистратова

Место: Школа драматического искусства
Продолжительность: 1 час 40 минут

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Создатели Infamous 2 раскрыли подробности своей новой игры Ghost of Tsushima Что на самом деле значит «Человек-паук: Вдали от дома»? Сколько сцен после титров «Человек-муравей и Оса» (2018)? Рецензия на спектакль «В режиме ожидания Годо», Балет Москва. Жизнь в режиме ожидания Лечение в Германии

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций