В Италии имя Эдуардо де Филиппо известно каждому. Это драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. «Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни», – так определял он главную особенность своего искусства, суть которого в тесной связи с жизнью народа, с повседневным бытом неаполитанцев.
Все его драматические сочинения посвящены родному Неаполю, все его герои – обыкновенные неаполитанцы: простые горожане, скромные служащие, мелкие буржуа, безработные или актеры, кочующие со своей труппой... Его пьесы показывают течение будничной жизни, воссозданной с такой достоверностью, словно это сама жизнь.
Пьесы Эдуардо де Филиппо частые гости на сценах всего мира, и Россия не исключение. Театр им.Е.Вахтангова обращался к его пьесам дважды: в 1956 году Евгений Симонов поставил спектакль «Филумена Мартурано» и в 1979 году вышел спектакль «Великая магия» в постановке Мирослава Беловича.
Новый спектакль «Суббота, воскресенье, понедельник» по одноименной пьесе представляет итальянский режиссер Лука де Фуско – директор неаполитанского Театро Стабиле ди Наполи (Teatro Stabile di Napoli) и художественный руководитель Неаполитанского театрального фестиваля. Лука де Фуско с большим почтением относится к русскому театру, считает, что в нашей стране высокая театральная культура и подготовленная публика.
О работе с русскими актерами режиссер говорит с восторгом. Он считает, что «русские и итальянские актеры похожи своей экспрессивностью, выразительностью. Они всегда экстраверты — их работа всегда построена на контакте с залом, и добивается того, чтобы быть услышанной и увиденной, всегда обращена к зрителю». И, несмотря на языковой барьер, работать с ними было легко. Выбор пьесы для постановки Лука де Фуско объяснил большой любовью к Эдуардо де Филиппо и особенно к пьесе «Суббота, воскресенье, понедельник», которая, по его мнению, близка к произведениям Чехова.
История эта проста и понятна любому зрителю. Три дня из жизни обыкновенной итальянской семьи, где все поколения живут вместе. Глава семьи Пеппино Приоре (Евгений Князев) ходит мрачнее тучи, а все потому, что любимая жена Роза (Ирина Купченко) совсем перестала обращать на него внимание, и вовсю любезничает с соседом, доном Луиджи (Михаил Васьков). Средний сын Рокко (Леонид Бичевин) не желает работать в отцовском магазине, а открывает свой, модный и современный. Сестра Амелия (Анна Дубровская) смущает своими прогрессивными идеями племянницу Джульянеллу (Ася Князева). Брат Рафаэлле (Сергей Пинегин) раздражает своей любовью к театру, а тесть (Рубен Симонов) все время портит шляпы.
Вот такой кавардак в семействе Приоре. Прибавьте сюда итальянский темперамент и склонность к преувеличению и станет понятно, что гроза может разразиться в любую секунду и из-за любой мелочи.
Действие происходит в доме Приоре и на сцене то кухня, то обеденный зал с множеством окон, за которыми сияет голубое неаполитанское небо. Оно не всегда будет голубым, по мере приближения грозы в семействе, темнеет небо за окнами и начинается уже настоящая природная гроза. Вся сценография построена на этой игре света и тени. От полных света радостных и веселых сцен, до совсем темных, трагических, сопровождаемых музыкой Никколо Паганини.
За три часа сценического времени большая семья успевает ссорится и мириться, плакать и смеяться, устраивать обед и театральное представление, чинить часы и шить костюм, готовить неаполитанское рагу и замышлять коварную месть. Настоящие итальянцы! Все мы иногда мыслим стереотипами и мы точно уверены, какими должны быть итальянцы: эмоциональными, взрывными, горячими, постоянно жестикулирующими и говорящими все разом. С этой точки зрения лучше всего «настоящие итальянцы» удались Евгению Князеву, Анне Дубровской и Асе Князевой.
Героиня Анны Дубровской в пьесе изображена этаким «синим чулком», но в спектакле режиссер решил изменить сложившуюся традицию и Амелия получилась невероятно стильной, темпераментной, открытой и резкой, настоящей роковой женщиной.
Джульянелла в исполнении Аси Князевой – воплощение молодости. Становление молодой девушки, отношения с родителями и прочими родственниками, первая любовь и нешуточные страсти на ровном месте и роль миротворца в ссоре папы и мамы, переданы с обезоруживающей простотой, откровенностью и летящими, резкими движениями, присущими только юности.
Еще на стадии объявления о начале репетиций нового спектакля было понятно, что Евгений Князев блистательно исполнит роль дона Пеппино. И да, он великолепен! Его невероятный талант не только к классическому, но и к пластическому театру поражает и снова удивляет даже постоянных зрителей. Одним движением руки, поворотом головы или взглядом он обрушивает на публику водопад сильнейших эмоций, ошибиться в понимании которых невозможно. Одновременно гордый и униженный, любящий и ненавидящий, трогательный и страшный в гневе, нелепый, смешной и благородный, он держит в руках весь спектакль и весь зал.
И пьеса, и спектакль хороши в своей простоте. Как у Чехова: ружье висит, значит должно выстрелить. Все не сложно и очень понятно: простые люди, простая история, смешная и трогательная, грустная и забавная, о большой и единственной в жизни любви, которую ничто не разрушит.
Режиссер: Лука де Фуско
Сценография и костюмы: Марта Кризолини Малатеста
Компиляция произведений: Никколо Паганини Джанни Гаррера
Перевод: Аля Ковьель
Художник по свету: Луиджи Саккоманди
Грим: Ольга Калявина
Ассистент режиссера: Лючия Рокко
Ассистент-переводчик: Надежда Чамина
Звукорежиссер: Вадим Магаляс
Помощники режиссера: Наталья Кузина, Наталья Меньшикова
В ролях:
Евгений Князев, Ирина Купченко, Ася Князева, Леонид Бичевин, Федор Воронцов, Олег Макаров, Лада Чуровская, Рубен Симонов, Анна Дубровская, Евгений Пилюгин, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Полина Чернышова, Денис Самойлов, Виталийс Семёновс, Александр Павлов,Анатолий Меньщиков