Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

14.09.2018 12:19

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Казалось бы, что тема хрущёвской «оттепели» и её бесславного конца растиражирована и избита донельзя – количество мемуаров и сериалов растёт с каждым годом в геометрической прогрессии (чего не скажешь о качестве и достоверности). Опять же, тема свободы – в масштабах государства и в жизни одного отдельно взятого человека – звучит в нашей стране, увы, всегда одинаково – как некая утопия. Но Михаил Угаров написал, Саша Денисова поставила, а актеры (из Театра.doc, ЦиМа, Мастерской Д.Брусникина) рассказали историю про теплое лето 1964 года так, что это не выглядит очередной банальностью или сражением с ветряными мельницами. Историю про утраченную молодость, в которую, спустя десятилетия, не очень-то верится самим очевидцам – была она или нет?

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

«Море.Сосны» – тот случай, когда тонкий, умный, ироничный сценарий попал в «правильные» руки. Спектакль у Денисовой получился легкий, звонкий, ритмичный. Так обычно говорят про музыку, которой, кстати, здесь предостаточно. Всё, что происходит на сцене то под Цоя, то под Кобзона, одновременно похоже на сюр и на реальность. Отдельное спасибо хочется сказать режиссеру за секс в спектакле. Да-да, если вы тоже устали от этих томных взглядов, страстных объятий на сцене и многозначительных телодвижений, с которыми последний раз экспериментировали Виктюк и Мирзоев лет 20 назад, вам сюда. Но если серьёзно, в режиссуре «Моря» так много всего интересного и яркого – и молчишь об этом лишь по одной причине – чтобы не испортить «радость открытия» тем, кто только собирается посмотреть.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Молодой инженер Виктор едет по профсоюзной путевке из Ленинграда в приморский санаторий. И все, кого он встречает – будь то попутчицы в поезде («5 очень красивых девушек»), соседи по санаторию, колоритный фотограф («я не мЭстный, я – грузин»), водитель грузовика, абхазские гопники или московские мажоры – все они настоящие, узнаваемые, живые. Иногда даже кажется, что ты чувствуешь эту смесь уже несуществующих запахов: цветущих южных деревьев, чебуреков, сигарет «Друг» и разливного жигулёвского пива. Среди этих нехитрых декораций наш примерный семьянин и комсомолец («брусникинец» Алексей Любимов), не знавший до этого лета про существование бикини, гомосексуалистов, орального секса – встречает Её. Официантка Лика, которая, как известно всем в этой местности, «никому не даёт». Она – нездешняя, свободная, ослепительно рыжая (Полина Галкина), обрушивает не только отпускные планы Виктора, но и всю его такую линейную, правильную жизнь.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Ничего хорошего впереди не будет. Точнее, будет конечно, но совсем не так, как мечталось в 60-е. Мы-то уже знаем это, и все анекдоты и шуточки «оттуда» вдруг становятся несмешными. Время превращает красавиц в разочарованных старух, а юных бунтарей – в пенсионеров, голосующих за вечного Зюганова. Всё повторяется и всё превращается в фарс, романтические финалы остаются лишь в романтических фильмах той эпохи. И почему-то в унисон сценарию Угарова сама собой всплывает в памяти удивительная катаевская «Трава забвенья», изданная в те годы – с историей про Клавдию Зарембу и с этой ностальгией по ушедшей юности.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

На презентации последнего номера журнала «Театр», целиком посвященного Михаилу Угарову, сценарист и режиссер Марина Разбежкина, вспоминая об Угарове-педагоге, сказала: он умел «открывать» студентов, даже тех, кто казался закрытым наглухо, как консервная банка. Мне же кажется, что «Море.Сосны» – та вещь, с помощью которой Угаров-драматург открывает в нас чувства и эмоции, запаянные временем, цинизмом и усталостью в такие же консервные банки. И, конечно, это происходит благодаря актёрам – они такие искренние и честные, заражающие своим драйвом и энергией с того момента, как только попадаешь в зал. И красивые все невероятно.

В португальской культуре есть известное непереводимое понятие – saudade. Ностальгия, грусть, тоска, меланхолия – всё не об этом. Скорее то, что кроется за словами «печаль моя светла» и слышится в фаду – песнях, придуманных когда-то портовыми лиссабонскими проститутками. Причём здесь спектакль? Просто ты сидишь в зале, смеёшься, сопереживаешь, смахиваешь слезу, отбиваешь ритм вместе со всеми зрителями, но вот проходит несколько дней, ты оглядываешься и понимаешь – осталось послевкусие от хорошего спектакля и оно – то самое saudade. Щемящая светлая грусть, когда очень хочется заплакать, но лучше – улыбнуться и спеть.

Драматург: Михаил Угаров
Режиссер: Саша Денисова
Художник: Леша Лобанов
Видео: Дарья Щеглова
Хореограф: Константин Челкаев

Исполняют: Полина Галкина, Алексей Любимов, Алексей Юдников, Ольга Лапшина, Алексей Маслодудов, Валентин Самохин, Игорь Стам, Дарья Гайнуллина

Место: ЦИМ
Продолжительность: 1,40 мин

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Детали сюжета фильма про вампира Морбиуса от Marvel и Sony Танос прибыл в GTA V Неожиданно: Зак Снайдер все еще работает над киновселенной DC Fallout 76. Можно ли играть одному, количество игроков онлайн и другие детали Раскрыто, почему Соколиного глаза нет в «Мстителях: Война бесконечности». Актер сломал руки

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций