Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

14.09.2018 12:19

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Казалось бы, что тема хрущёвской «оттепели» и её бесславного конца растиражирована и избита донельзя – количество мемуаров и сериалов растёт с каждым годом в геометрической прогрессии (чего не скажешь о качестве и достоверности). Опять же, тема свободы – в масштабах государства и в жизни одного отдельно взятого человека – звучит в нашей стране, увы, всегда одинаково – как некая утопия. Но Михаил Угаров написал, Саша Денисова поставила, а актеры (из Театра.doc, ЦиМа, Мастерской Д.Брусникина) рассказали историю про теплое лето 1964 года так, что это не выглядит очередной банальностью или сражением с ветряными мельницами. Историю про утраченную молодость, в которую, спустя десятилетия, не очень-то верится самим очевидцам – была она или нет?

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

«Море.Сосны» – тот случай, когда тонкий, умный, ироничный сценарий попал в «правильные» руки. Спектакль у Денисовой получился легкий, звонкий, ритмичный. Так обычно говорят про музыку, которой, кстати, здесь предостаточно. Всё, что происходит на сцене то под Цоя, то под Кобзона, одновременно похоже на сюр и на реальность. Отдельное спасибо хочется сказать режиссеру за секс в спектакле. Да-да, если вы тоже устали от этих томных взглядов, страстных объятий на сцене и многозначительных телодвижений, с которыми последний раз экспериментировали Виктюк и Мирзоев лет 20 назад, вам сюда. Но если серьёзно, в режиссуре «Моря» так много всего интересного и яркого – и молчишь об этом лишь по одной причине – чтобы не испортить «радость открытия» тем, кто только собирается посмотреть.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Молодой инженер Виктор едет по профсоюзной путевке из Ленинграда в приморский санаторий. И все, кого он встречает – будь то попутчицы в поезде («5 очень красивых девушек»), соседи по санаторию, колоритный фотограф («я не мЭстный, я – грузин»), водитель грузовика, абхазские гопники или московские мажоры – все они настоящие, узнаваемые, живые. Иногда даже кажется, что ты чувствуешь эту смесь уже несуществующих запахов: цветущих южных деревьев, чебуреков, сигарет «Друг» и разливного жигулёвского пива. Среди этих нехитрых декораций наш примерный семьянин и комсомолец («брусникинец» Алексей Любимов), не знавший до этого лета про существование бикини, гомосексуалистов, орального секса – встречает Её. Официантка Лика, которая, как известно всем в этой местности, «никому не даёт». Она – нездешняя, свободная, ослепительно рыжая (Полина Галкина), обрушивает не только отпускные планы Виктора, но и всю его такую линейную, правильную жизнь.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

Ничего хорошего впереди не будет. Точнее, будет конечно, но совсем не так, как мечталось в 60-е. Мы-то уже знаем это, и все анекдоты и шуточки «оттуда» вдруг становятся несмешными. Время превращает красавиц в разочарованных старух, а юных бунтарей – в пенсионеров, голосующих за вечного Зюганова. Всё повторяется и всё превращается в фарс, романтические финалы остаются лишь в романтических фильмах той эпохи. И почему-то в унисон сценарию Угарова сама собой всплывает в памяти удивительная катаевская «Трава забвенья», изданная в те годы – с историей про Клавдию Зарембу и с этой ностальгией по ушедшей юности.

Рецензия на спектакль «Море.Сосны.», ЦИМ. Свобода, которой не было

На презентации последнего номера журнала «Театр», целиком посвященного Михаилу Угарову, сценарист и режиссер Марина Разбежкина, вспоминая об Угарове-педагоге, сказала: он умел «открывать» студентов, даже тех, кто казался закрытым наглухо, как консервная банка. Мне же кажется, что «Море.Сосны» – та вещь, с помощью которой Угаров-драматург открывает в нас чувства и эмоции, запаянные временем, цинизмом и усталостью в такие же консервные банки. И, конечно, это происходит благодаря актёрам – они такие искренние и честные, заражающие своим драйвом и энергией с того момента, как только попадаешь в зал. И красивые все невероятно.

В португальской культуре есть известное непереводимое понятие – saudade. Ностальгия, грусть, тоска, меланхолия – всё не об этом. Скорее то, что кроется за словами «печаль моя светла» и слышится в фаду – песнях, придуманных когда-то портовыми лиссабонскими проститутками. Причём здесь спектакль? Просто ты сидишь в зале, смеёшься, сопереживаешь, смахиваешь слезу, отбиваешь ритм вместе со всеми зрителями, но вот проходит несколько дней, ты оглядываешься и понимаешь – осталось послевкусие от хорошего спектакля и оно – то самое saudade. Щемящая светлая грусть, когда очень хочется заплакать, но лучше – улыбнуться и спеть.

Драматург: Михаил Угаров
Режиссер: Саша Денисова
Художник: Леша Лобанов
Видео: Дарья Щеглова
Хореограф: Константин Челкаев

Исполняют: Полина Галкина, Алексей Любимов, Алексей Юдников, Ольга Лапшина, Алексей Маслодудов, Валентин Самохин, Игорь Стам, Дарья Гайнуллина

Место: ЦИМ
Продолжительность: 1,40 мин

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Большой выбор качественной сетки из металла Поиграть за Таноса в GTA 5 уже можно. Скачайте мод Раскрыты первые детали разработки «Сталкер 2» Катастрофически низкие сборы «Хана Соло. Звездные войны» за 10 дней проката Фото «Мстителей 4» раскрыло большую сюжетную деталь

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций