Томас Бернхард – австрийский прозаик и драматург второй половины ХХ века. Основные темы его творчества – искусство, театр, игра, непосредственно связанные с темой человеческого бытия и смерти. Пьеса «Минетти» была написана им для одного из самых знаменитых театральных актеров Германии – Бернхарда Минетти, актера, игравшего на сцене до 90 лет.
Действие пьесы происходит накануне Нового года. Пожилой актер (Владимир Симонов) приезжает в город Остенде, на берегу Северного моря, куда его якобы пригласил директор местного театра на роль короля Лира. Тридцать лет назад Минетти вынужденно ушел со сцены, был изгнан, потому что отверг всю мировую литературу, кроме трагедии Шекспира «Король Лир».
Все эти годы он был заперт в глуши, а дома, перед зеркалом, каждый день репетировал эту роль. «Тридцать лет я боялся только одного – забыть свой текст. Боялся что не смогу сыграть своего Лира». Получив (или придумав) телеграмму от директора театра, он тратит все свои сбережения на дорогу в Остенде. В напрасных ожиданиях так и не появившегося директора театра, Минетти решается на исповедь перед публикой в лице служащих отеля и нескольких случайных его обитателей.
На сцене зыбкий туман, в его рассеивающихся клубах проступают силуэты холла обычного маленького отеля: стойка портье, несколько столов и кресел, пара колонн, упирающихся в потолок и проход к номерам. На заднем плане – большое, разделенное на квадраты зеркало, в котором то в чуть искаженном виде мелькают проходящие мимо персонажи, то оно превращается в окно с видом на бушующее море и линию горизонта. Зеркало – непременный атрибут каждой артистической уборной, отражение и безжалостный критик актерской игры и равнодушный свидетель старения. Актер в плену у зеркала, тридцать лет смотреть в эту бездну и не сойти с ума... или сойти? Как противостоять стихии, природной или внутренней? Рев моря, гул ветра, бешеная метель, врывающиеся в холл отеля и сбивающие героев с ног. Что она – эта стихия? Природное явление или твоя безумная страсть?
В этом тумане и метели Минетти видит то ли настоящих людей, то ли фантомов. Вот старая дама (Людмила Максакова) ожидает наступления нового года, тщедушный, нелепый и испуганный коридорный (Юрий Поляк) с трудом управляется с чемоданом, размером с него самого, удивленно-испуганный толстяк (Максим Мальцев) тоненьким голоском произносит имя постояльца, королева рецепшен – молчаливая и безэмоциональная блондинка (Лада Чуровская), периодически удаляется со сцены в сопровождении разных мужчин, то импозантного портье (Виталийс Семеновс), то жуткого карлика в цилиндре (Павел Юдин). Молчаливая супружеская пара (Алексей Кузнецов, Агнесса Петерсон) просто сидит за столом, а похожие на цирковых клоунов ряженые собираются в ансамбль: экстравагантная певица с обилием пудры на лице и одуванчиком волос (Яна Соболевская) и похожее на Пьеро нервное существо с аккордеоном (Мария Волкова) задают тон спектаклю.
Все эти люди для Минетти даже не зрители, они – декорации к его последнему спектаклю-монологу, страстному и горькому, в котором есть все: и мания величия, и безумие, и оскорбленное самолюбие, и тоска, и страх. Вот только зритель актеру уже не нужен, он привык вести диалоги с зеркалом, со своим чемоданом, с воображаемым оппонентом, со случайным прохожим. Он все время говорит о маске Лира работы знаменитого художника Энсора : «Но Энсор сделал эту маску для меня, самую чудовищную маску из всех какие только есть на свете. В этой маске я и буду играть». Эту маску мы так и не увидим, Минетти прячет ее в чемодане, и как будто боится достать ее, боится открыть ящик Пандоры.
Единственный раз он чуть было не решился раскрыть свой чемодан перед юной девушкой (Полина Кузьминская), ждущей своего возлюбленного, но в последний момент передумал. Никому нет места в его вселенском одиночестве и безумии.
На контрасте со стариком-актером совсем юный, трогательный, смущенный и влюбленный клоун читает Шекспира, Ростана и Мандельштама. На его лице нет клоунского грима, есть только маленький красный нос, который он прячет в карман после каждого монолога. Кто же он, этот чудесный, наивный и тончайше сыгранный Максимом Севриновским мальчик? Может это юность самого Минетти: далекая, почти забытая, полная любви и надежд? Или прекрасный сон, ненадолго уводящий старика из трагедии жизни куда-то в дивные далекие миры, где царят театр и музыка. А музыка в спектакле едва ли не главное действующее лицо. Фаустас Латенас с филигранной точностью подбирает аккорд к каждому движению. Печальные, тихие и прекрасные мелодии, переплетаясь с движением актеров, создают что-то подобное тончайшему прозрачному кружеву, окутывающему весь спектакль. И эта невероятная музыка иногда передает чувства точнее слов.
А разве достаточно слов для Владимира Симонова, проживающего трагедию странной и нелепой жизни непризнанного гения? Его лицо находится в постоянном движении: то стареет, то молодеет, то становится невероятно красивым и гордым, то отталкивающим. Он появляется в начале спектакля этакой столичной знаменитостью, снизошедшей до провинциального театра. Но сразу же теряет эту маску, сбивчиво объясняя причину своего появления.
При своем немалом росте в какие-то моменты он умудряется казаться маленьким и хрупким, смущенным и потерянным. В спектакле есть сцена, где работник отеля приносит Минетти тарелку супа, из жалости... А он садится и ест этот суп. И этой коротенькой, невыносимой сценой сказано все.
Скандально, но все же известный в прошлом на всю страну Минетти вдруг осознает, что за тридцать лет его имя стерлось из памяти ровесников и не появилось в памяти современников. И эта раздробленность сознания оборачивается то пафосной декламацией Шекспира, то самоуничижительным истошным кукареканьем. Его швыряет из стороны в сторону, как в шторм на корабле и все эти стороны, все грани его личности, одна за другой появляются на его лице. Владимир Симонов играет много жизней в одной, в какой-то момент мне почудился его Серебряков, тоже известный и забытый и Эфраим Дудак, нищий и несчастный, и Рене, и еще, и еще....Сколько жизней в болезненно-хрупком мире актера? Как удержать мучительное воображение и не дать ему разрушить твою жизнь?
Замкнутое пространство отеля, как и замкнутое пространство игры, в конце пьесы выпускает Минетти из плена. Игра заканчивается, и он уходит во тьму... к морю...
Режиссер – постановщик: Римас Туминас
Ассистент режиссера: Анатолий Дзиваев
Сценограф: Адомас Яцовскис
Художник по костюмам: Котрина Дауётайте
Музыка: Фаустас Латенас
Хореограф: Анжелика Холина
Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева
Художник по свету: Нарек Туманян
Художник-гример: Ольга Калявина
Звукорежиссер: Андрей Мирный
Помощник режиссера: Наталья Меньшикова
В ролях: Владимир Симонов, Людмила Максакова, Агнесса Петерсон, Алексей Кузнецов, Полина Кузьминская, Максим Севриновский, Виталийс Семёновс, Юрий Поляк, Лада Чуровская, Максим Мальцев, Мария Волкова, Яна Соболевская, Ольга Боровская, Алексей Гиммельрейх, Ася Домская, Анастасия Жданова, Оксана Суркова, Эльдар Трамов, Павел Юдин, Василий Цыганцов, Мария Риваль, Аделина Гизатуллина, Юрий Цокуров
Место: театр Вахтангова
Продолжительность: 1.40