Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

16.09.2018 15:05

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

Сильная и многосложная постановка о русской женщине. А если точнее, то о трансформации образа русской женщины в самый противоречивый период истории нашей страны. На сцене перед зрителем проносятся Революция, Гражданская война, эпоха НЭПа и то, как история ломала и меняла русских людей. Манящий и страшный топот конницы, которая несётся по стране и сметает все на своём пути, не оставляя под собой места для цветов. Но в душе у главной героини, Ольги Зотовой, снова и снова пробивается росток любви. Тонкая и хрупкая гимназистка на балу, затем тюрьма и допросы, после – сильная и волевая женщина в зеленой гимнастерке в годы Гражданской войны.

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

Судьба посылает Ольге Зотовой всё новые и новые трудности. Она выживает в этих нечеловеческих условиях и выносит всю тяжесть жизни на своих хрупких плечах. Отрезает девичьи косы, скачает на коне, стреляет из револьвера. Внешне в ней вовсе не видно хрупкой женщины, но её душа – это душа все той же гимназистки в белом платье, она любит, она искренне радуется, когда рядом её любимый. А вихрь истории все набирает обороты.

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

Сначала цветы в душе истоптала конница революции, потом пришли тяжёлые годы НЭПа, внешняя война кончилась, и начались мелочные сражения на кухнях коммунальных квартир. Во второй части спектакля мы видим другую Ольгу Зотову – неживую, словно нечеловеческую. Она не нашла в себе силы забыть войну, кавалерию и не видит себя в мирной жизни. Но снова её внутренняя женщина смогла возродиться и полюбить. Но жизнь вокруг стала другой, люди видят в Ольге лишь её, непонятное им, прошлое. Для всех она лишь живучая и ядовитая гадюка. Но, кажется, что она всего лишь безобидный уж, а ядом отравлены души людей вокруг Зотовой.

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

В спектакле звучит живая музыка, песни и музыка времен Гражданской войны и НЭПа. При почти полном отсутствии декораций зритель полностью погружается в водоворот событий тех лет. Красные кони, тюрьмы и допросы, карты сражений, холод и голод, потом коммунальные квартиры, те самые о которых так много и смешно писал Михаил Булгаков.

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

За три часа перед зрителем пролетает не только история жизни Ольги Зотовой, перед зрителем – полвека русской истории. Усиливает этот эффект и необычное строение зала театра Сфера. Очень интересно, что некоторые события переданы не словами, а очень мощной хореографией и пластикой, интересными звуковыми эффектами – со всех сторон раздаётся злой шёпот осуждения, который иногда превращается в змеиное шипение.

Рецензия на спектакль «Гадюка», театр Сфера. История одной сильной девочки

Этот спектакль по произведению Алексея Толстого в театре «Сфера» поставила в 2016 году молодой режиссёр, ученица Олега Кудряшова, Виктория Печерникова. Удивительно, почему о спектакле так мало писали. Эту постановку смело можно поставить в один ряд с теми модными и популярными постановками, которые были посвящены в 2017 году столетию русской революции. Это и «Конармия» Брусникинцев в Циме, и «Светлый путь 19.17» Александра Молочникова в МХТ им. Чехова и этот список ещё долго можно продолжать. Но этот спектакль хочется отметить особенно. Он не только о революции и Гражданской войне. Он о новом типе русской женщины. Смогла бы вынести эти испытания Татьяна из «Евгения Онегина»? Переживала ли такие потрясения Анна Каренина? Могли бы в такой ситуации оказаться героини романов Тургенева? В классической литературе много образов русской женщины, но до наших дней дожили эти хрупкие в душе, но сильные снаружи Ольги Зотовы. Которые в одиночку воспитывают детей, водят машину, летают в Космос, руководят предприятиями, покупают квартиры, умеют любить, но нет рядом с ними тех мужчин, которые смогли понять и согреть этих хрупких девочек со змеиным взглядом.

Очень мощная актерская игра, важные социальные темы и необычный режиссерский подход. Балалайка, баян, скрипка, топот конницы, знакомые советские песни и тяжелое осознание того, что все это пережил наш народ. Кто-то смог обрасти толстой кожей и идти дальше, а кому-то пришлось остаться там. Сама режиссер спектакля в одном из интервью говорила, что этот спектакль – следственный эксперимент над главной героиней. И предложение зрителю вынести свой приговор. Лучше и не скажешь – судить вам.

Режиссер – постановщик: Виктория Печерникова
Хореограф: Евгения Миляева

В ролях: Виктория Печерникова, Алексей Суренский, Валерия Гладилина, Сергей Загорельский, Виктория Склянченкова, Галина Калашникова, Никита Спиридонов

Место: Театр Сфера
Продолжительность: 3 часа

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Создание God of War для PS5 будет сложной задачей Тизер киновселенной Marvel после «Мстителей 4». Ожидается переосмысление Надежная криптовалютная биржа Бинанс Marvel анонсировала «Возвращение Росомахи» Казино, адаптированное под потребности украинской аудитории

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций