Театральный лофт «Компас-центр» – совсем юное театральное пространство, он был создан в 2016 году режиссером Евгением Шамраем и актером Александром Молчановым. Это очень дружелюбный, гостеприимный театр, открытый как для зрителя, так и для новых идей и воплощений театрального искусства.
Спектакль «Эльсиграм. Аккаунт Гамлет» перенес принца датского в современную действительность, со всеми ее технологиями, модой, тенденциями и самовыражением. История, рассказанная Шекспиром существует вне времени, поэтому неудивительно, что Розенкранц и Гильденстерн читают рэп, Гертруда и Клавдий БДСМ-щики, Гамлет одет как клоун, и никто не обходится без телефона. Звучит страшно, но выглядит интересно.
Споры о том можно и нужно ли осовременивать Шекспира можно вести бесконечно, давайте сойдемся на том, что в какие условия ни поставь хорошего актера, он все равно способен донести до зрителя основную идею произведения. Тем более, что в этом спектакле все по Станиславскому, который говорил, что за пышными декорациями театр прячет неумелых актеров. Здесь актерам спрятаться негде, только белый экран и видеопроектор.
Гамлет здесь не философствующий унылый нытик, а скорее агрессивный психопат. Ну что ж, в наш век скоростей некогда философствовать и, видимо, поэтому в спектакле нет сцены на кладбище. Гамлет крайне жесток, не церемонится ни с дамами, ни с друзьями, и не вызывает ни сочувствия, ни других положительных эмоций.
Сочувствие вызывают Полоний, Лаэрт и Офелия. Удивительно, но Полоний, в сущности отрицательный персонаж, в исполнении Антона Качурина-Евстафьева совсем таковым не кажется. Он не интриган, а скорее человек, который хочет все расставить по своим местам, чтобы ситуация как-нибудь, да закончилась. При этом он так утонченно-саркастичен, что наблюдать одно удовольствие. Но в сцене сумасшествия и самоубийства Офелии, где он появляется как призрак и уносит тело несчастной девушки, все это пропадает, остается невыносимая тоска и нежность в глазах. Это, на мой взгляд, самая красивая сцена спектакля.
Лаэрт Ильи Лукашенко – полная противоположность Гамлета. Благородства, мужества и королевской крови в нем с избытком, в отличие от принца. И это его история и его трагедия, потеря отца, сестры и собственной жизни.
Анна-Мария Видмер, играющая одновременно Офелию и Розенкранцу (да, именно так) поразила способностью к мгновенному преображению. От гопницы к благородной девице и обратно за секунду.
Это не трагедия и не комедия, скорее трагифарс. Смеха в зале много, но слез нет. Надо отдать должное, есть очень удачные шутки. А на реплике «Не пей вина, Гертруда» было полное ощущение, что кто-то сейчас добавит «пьянство не красит дам».
P.S
Спектакль подойдёт тем, кто видел уже десяток постановок «Гамлета» и хочет нового в свою копилку. Также высокий уровень современности постановки позволяет рекомендовать её для подростков, которым скучно читать классику. Но в данном случае должны решать родители, потому что некоторые вещи нашей современности показаны слишком остро.
Режиссер-постановщик: Евгений Шамрай
Художник по графике Дмитрий Иванченко
Художник сценограф Мария Высотская
В ролях:
Виталий МокроусовЮрий Голубев, Александр Молчанов Михаил Инчин, Антон Качурин-Евстафьев, Ивонна Пан Екатерина Казанцева, Павел Михайлов, Илья Лукашенко, Анна-Мария Видмер Анастасия Шульженко
Фото: Александра Фитисова