Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

25.08.2018 11:24

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

Спектакль Никиты Кобелева по произведению американского нейропсихолога Оливера Сакса, автора известной книги «Человек, который принял жену за шляпу». Это постановка о нашем мозге и о том, как всё сложно устроено в голове у человека!

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

В спектакле, как и в книге, нет единого сюжета. Есть лишь различные заболевания головного мозга на примере жизни реальных людей. Это постановка о людях, которые годами живут со своими болезнями и создают свои миры. Кто-то не узнает своих родных, кто-то изо дня в день заново переживает развод, у кого-то в голове звучит музыка, кто-то непроизвольно выкрикивает нецензурную лексику, кто-то маниакально пытается найти идеального спутника по жизни, а кто-то не узнает свою жену. На первый взгляд кажется, что это просто странные люди. А потом врач доходчиво объясняет причины конкретной патологии, происходящие в голове своего пациента, про нейронные связи, и про то, что в большинстве случаев эти заболевания неизлечимы.

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

Спектакль напоминает лекцию, где зрителю непонятным языком научных терминов из медицинских заключений и понятным языком театральных приемов говорят о сложном. Скорее всего, хотя бы раз в жизни вы встречали людей с такими заболеваниями. Амнезии, инсульты, музыка в голове, нервные тики, реминисценции разного рода и другие нарушения деятельности головного мозга. Самая сложная и малоизученная область медицины. Этот спектакль вошёл в список спектаклей биеннале театрального искусства 2017 года и был номинирован на «золотую маску» в 2018 году.

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

С помощью медиатехнологий и экзотических музыкальных инструментов создатели спектакля погружают зрителя в необычную атмосферу. Особенно хочется отметить видеоматериалы к историям болезней. Каждый случай сопровождается видеорядом, который помогает зрителю понять хотя бы примерно то, что происходит в мыслях человека с ментальными особенностями. Молодые актёры очень ярко и смело передают характер и личность своего героя. В каждой новой сцене у актёров меряются роли. И больной может стать врачом, и наоборот.

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

Особенно важно в этом спектакле то, что каждый персонаж, который рассказывает о своей болезни, является личностью со своими талантами. Да, у этого человека проблемы с какими-то обычными человеческими функциями. Ему сложно даётся то, что с легкостью делают другие. Но при этом его мозг дарит ему какой-то талант или свои характерные и исключительные качества. Например, умение красиво танцевать, писать стихи или виртуозно играть на барабанах. Это выводит зрителя на очень важную тему – оказание помощи таким людям. В постановке затронуты нюансы сознания людей с ментальными особенностями, аутистов и так называемых «ученых идиотов», гениев в науке или искусстве, но людей, почти не способных к обычной жизни.

Рецензия на спектакль «Человек, который принял жену за шляпу», театр Маяковского. Театральное знакомство с нейропсихологией

Стоит отметить, что некоторые истории из книги Оливера Сакса вошли в сценарии известнейших художественных фильмов. Например, история «Наташи К.» была практически дословно включена в качестве второстепенного сюжета в одну из серий «Доктора Хауса», а наблюдения за близнецами-аутистами были использованы в фильме «Человек дождя».

Этот спектакль подойдёт всем, кто интересуется психологией. И тем, кто хотя бы раз в жизни испытывал дежавю или забывал, куда положил ключи от квартиры или пульт от телевизора. Эта очень душевная, одновременно грустная и смешная, постановка оставляет сильное впечатление. Поразительно, как спектакль на серьёзную и непростую тему получился таким искренним и богатым по спектру чувств и эмоций, которые переживает зритель.

Автор: Оливер Сакс
Постановка: Никита Кобелев

Художник по костюмам / Марина Бусыгина,
Видеохудожник / Елизавета Кешишева,
Хореограф / Александр Андрияшкин,
Художник по свету / Андрей Абрамов,
Авторы перевода / Григорий Хасин, Юлия Численко ,

Музыкальный руководитель / Татьяна Пыхонина
В ролях : Юлия Силаева, Роман Фомин, Павел Пархоменко, Александра Ровенских, Алексей Золотовицкий,Наталья Палагушкина, Нина Щеголева

Место: Театр им. Маяковского, сцена на Сретенке
Продолжительность: 2 ч 20 мин

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Рецензия на спектакль «Хармс-Я-Мы-Бог», ЦДР. Не смешивай чистоту с пустотой (с) Системные требования Life is Strange 2 для ПК. Пойдет у всех! Первый геймплей Death Stranding с E3 2018 без даты выхода Раскрыты подробности Fallout 76. Сюжет, геймлпей и механика В Shadows Die Twice игрок может использовать смерть в своих целях

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций