Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

30.10.2018 7:02

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Спектакль «Театра. На вынос» показали в рамках Форума независимого театра Площадка Vol.3. Abuse opera проходит в заброшенном здании: разбитые окна щетинятся, пол – в пыли и строительном мусоре.

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Перформеры стоят по кругу, перед ними на пюпитрах – листки с текстом и смартфоны с включенными таймерами. Зрители стоят или передвигаются свободно (иногда громко шумя тем, чем пол усыпан). Перформеры невпопад читают с листов слова или отдельные фразы из своих текстов – то шепотом, то громко, то растягивая гласные, то на вдохе. Под мрачными сводами обрывки фраз со словами «зарезать хотел», «пьяный», «девочка гоповатая», «ударил», «а он продолжает рвать», «сломал себе палец», «следы крови» звучат жутко. В этом контексте даже от безобидного «тогда мы еще не были женаты» и «подожди, подожди» становится не по себе. Музыки из голосов не получается, слышится гул, из которого ухо выхватывает отдельные страшные слова: насилие пронизывает нашу жизнь и служит ее фоном, который мы привыкли не замечать.

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Примерно через полчаса становится понятно, что полного воспроизведения историй не будет – и нужно просто читать их через плечо. К сожалению, удается это примерно 50 на 50: в помещении темно, шрифт не всегда достаточно крупный и удобный, светить фонариком как-то неловко. Наверное, трудности созданы умышленно, чтобы показать, что такая информация обычно скрыта, но они по большей части непреодолимы – и часть содержания безвозвратно теряется.

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Какие-то тексты будто взяты из соцсетей, какие-то – явно записаны с голоса. Истории посвящены, конечно же, насилию: на одну девушку нападает другая – из ревности, перепутав ее с кем-то, случается драка; молодой человек возвращается в Пермь из Европы и получает от местных гопников по лицу; девочка живет в семье, где отец напивается и бьет мать, грозясь ее задушить или зарезать; в торговых центрах действуют группировки молодежи, время от времени они выходят стенка на стенку; будучи школьницей, девочка дерется с одноклассницей за то, что та мучает улитку.

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Историй собственно абьюза (то есть про обидчика и жертву) не так много, куда больше о драках и «стенка на стенку» – каком-то естественном, привычном насилии, атмосфера которого так благоприятна для развития разного рода абьюзивных отношений. «Для России, для нашего менталитета драться – это не значит агрессия», «Если ты позволяешь себя бить, тебя бьют, если нет - значит нет», «Ну там мало ли, девчонки выясняют отношения, мало ли че бывает, посмотрели и мимо прошли», «Еще много раз видела, как полиция бьет людей просто так ... это все видели».

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Вот, в общем-то, и все. При действительно интересной задумке и идеальной локации спектакль получился невероятно слабым – с парой довольно банальных и лобовых идей, сделанный неряшливо, без каких бы то ни было попыток налаживания диалога со зрителем и без уважения к нему. За ним не чувствуется работа – такое впечатление, что он слеплен буквально за ночь, вовсе без души и желания донести до аудитории какие-то мысли. «Нужно быть готовым на собственном опыте оказаться в пространстве хаоса, в состоянии потерянности и дискомфорта» – говорится в описании. Все так. И если бы эти потерянность и дискомфорт вызывало понимание природы насилия или ощущение переживаний жертвы, а не то, что в зале холодно, а в действии не чувствуется смысла.

Рецензия на спектакль Abuse opera, «Театр. На вынос». Спи в заброшенном доме

Перформеры ничем не отличаются от зрителей (из этого можно извлечь смысл, но не хочется), актерской игры не обнаруживают, кое-где говорят не очень внятно (и это не кажется художественным приемом), кто-то, не заморачиваясь, закуривает. Театр – это вовсе не костюмы, декорации и реквизит, но если бы были хотя бы они, было бы как-то проще смириться с происходящим. Если бы нам дали какие-то исходные данные (кто эти люди? откуда истории?), было бы больше эмпатии и желания вникать и разбираться. А если бы листки с текстами были хоть как-то освещены, мы чувствовали бы себя немного менее лишними.

Часть аудитории скоро заскучала и отвлеклась от на эффектные развалины и апокалиптические виды из окон. И это, к сожалению, главное, что можно сказать о спектакле.

Команда: Максим Карнаухов, Алексей Ершов,
Кирилл Широков, Шифра Каждан
Продолжительность: 1 час.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Продвижение страницы в Инстаграм Лучшие фильмы и сериалы по версии MTV Movie Awards 2018. Итоги премии Рецензия на спектакль «Дачники» ШДИ. Парник души человеческой Кассовые «Мира юрского периода 2» высоки даже без США Решение проблем Agony (2018) для ПК: тормоза, баги и ошибки

ЦИТАТА "Что это? Если б я хотел увидеть белых мышек, я бы напился."
© Геральт из Ривии
Лента публикаций